Женя Пахомов
дизайнер

Постное



Про функциональные ограничения (в умеренном количестве)
08.03.2015 189

Как-то раз я напился. Мы напились. С друзьями. И они меня уговорили завести аккаунт в «Инстаграме». Мол, «покажи людям своё виденье мира» и прочие стандартные уловки. О’кей, завёл аккаунт, и тут же начались проблемы.

Штука в том, что каждая социальная сеть существует по своим неписаным законам. Например, Facebook стойко ассоциируется с площадкой, где умные и не очень люди активно обсуждают насущное. «Вконтакте» — многосистемный муравейник, неподдающийся более осмысленному описанию. Какие-нибудь «Одноклассники» — да Бог их знает; ностальгическая машина времени мещанина, наверное. И так далее...

В свою очередь «Инстаграм» — это «социально-визуальный» слом. Соседство прекрасного и безвкусного никогда ещё не было настолько тесным. Тут тебе отличный снимок берлинского стрит-фотографа, далее — коктейль «Дайкири» барышни, только что махнувшей «в Тай на недельку», а за ним — пейзаж парка Йосемити...

Как подмечено выше, паника охватила сразу же. Что? Как? Зачем вообще я?.. Закономерный ступор.

Однако если вдуматься, у приложения простой (и вместе с тем мощный) фундамент: одна фотография (реже — видео) и подпись. Всё. Так и у Хью Джекмана, и у твоего сокурсника, потому что перед «Инстаграмом» все равны. И главное — это ведь стопроцентно дизайнерская штуковина.

Судите сами, каждый раз стоит задача — показать что-то (место, событие, людей) таким образом, чтобы другим людям было интересно это считывать, чтобы контент был ясным и доступным. Предположим, вы сбрили бороду. И вы считаете, что всем необходимо узнать о вашей «редукции». Задачу вы можете решить как угодно:

  • сфотографировать себя до и после и смонтировать всё в один кадр;
  • сфотографировать раковину с клочьями былого достоинства;
  • сфотографировать себя, предварительно вымазав подбородок шоколадной пастой по контуру бороды;
  • сфотографировать выложенную из клочьев форму бороды;
  • сфотографировать фотографию Ника Вустера с остроумной подписью.

Это, конечно, глупости.

Но вот в чём особенность такого рода визуальной коммуникации: в какой-то момент функциональные ограничения (в данном случае в масштабе приложения) помогают изменить взгляд на вещи. Например, я теперь мыслю среднеформатными фреймами, упрощаю образы до необходимого минимума и — щёлк! — картинка. Как дизайнеру, мне такие перемены на руку.

Эффект от ограничений — это вообще интересная тема.

Ограничения создают рамки, определяющие смысл самого процесса. Ведь попробовать решить какую-либо задачу без заранее утверждённого ТЗ (тех же ограничений) — значит рискнуть проделанной работой и трудовыми ресурсами. В обратном случае есть гарантия того, что даже совершив ошибку, ты действуешь в верной системе координат. И пара-тройка новых презентаций могут привести к желаемому результату.

Вместе с тем ограниченный инструментарий сподвигает к поиску новых решений. На мой взгляд, эту мысль ярко иллюстрирует Великий пост. Причём в первую очередь не с позиции глубоко верующих христиан, а скорее, с позиции обывателей, для которых эта инициация как гастрономический эксперимент. Вот нельзя тебе мясо, молочное, любимые сласти и прочее — и ты выкручиваешься. Выдумываешь салаты, экспериментируешь с овощами, варишь (учишься варить?) кокосовый суп с нутом... Это всё вечная история про выход из зоны комфорта в поисках решений. Ведь кому захочется 40 дней жевать мякиш и кашу без масла?

Ограничения — это хорошо, когда они имеют смысл и дают что-то новое. Но «загоняться» не стоит. Если, конечно, вы не ортодоксальный мормон.

Теги: пост, дизайн, ограничения
Социальные комментарии Cackle

Другие записи в блоге:

Брошюра для «Сибирской аграрной группы» на русском и китайском языке или особенности национальной типографики.
Логотип, стиль и концепция игрофикации для студии мультипликации
Стенд, печатные материалы, видеоролики и сувениры для представительства Томской области на Московском финансовом форуме.
Молодая симпатичная дизайн-студия познакомится с руководителями проектов и диджитал-специалистами.