Егор Белозёров
арт-директор

Как сделать это впервые?

По мотивам выступления на провинциальном Опендорзе.
08.02.2015 184

Осторожно. Текст записан с рассказа на провинциальном Опендорзе, поэтому может содержать некоторое количество нецензурной брани, просторечий, жаргонизмов и прочей обсценной лексики.

В конце 2013-го студия выступала на Дне практики ФЖ ТГУ с рассказом про «провинциальную кухню», и я был обозначен в команде «поваров» как дизайнер-мультиварщик. С одной стороны, это очень размытый термин, который означает, что я делаю и то, и сё, и наперекасё, и в итоге непонятно чем вообще занимаюсь. Но с другой стороны, это очень меткое определение, под которое, по сути, попадает весь «провинциальный» пролетариат.

В студии все постоянно сталкиваются с чем-то новым. И несмотря на то, что Алена Владимировна в большей степени специализируется на управлении студией, а СанСаныч на структуризации больших объёмов информации, каждому из них с постоянной как снег в Сибири периодичностью приходится решать задачи, которые до этого он никогда не решал.

Как раз в такие моменты возникает обозначенный в названии рассказа вопрос:

Как сделать это впервые?

Представим ситуацию. К дизайнеру приходит менеджер и говорит: «Привет. Нужно сделать ЭТО. Сколько ЭТО времени займёт?». От цифры, которую сейчас назовёт дизайнер, в большинстве случаев будет зависеть стоимость проекта и срок линии смерти, через которую лучше не переступать. При этом дизайнер никогда раньше с такой задачей не сталкивался и понятия не имеет (даже примерно), что он будет делать. Значит полный ответ дизайнера менеджеру должен звучать где-то следующим образом: «Я не знаю, что я буду делать, но я сделаю это за 8 часов». Звучит тупо. Это практически игра «Угадай мелодию». Я угадаю с 7 нот, а может быть и с двух.

Вот первый дельный совет: всегда начинайте с больших цифр. Всегда ставьте срок больший, чем вы смогли предположить какими-то своими мыслесплетениями. Люди, особенно молодые, хотят верить в светлое будущее, любят переоценивать свои силы и недооценивать силу обстоятельств. «Я легко выпью 5 литров пива». «Я легко пробегу 5 километров на следующее утро». «Я легко сдам экзамены, посетив 5 пар из 30». Короче, мы все знаем, чем заканчиваются такие ситуации. Жопой в огне.

Внимательно относитесь к времени. В мультиварке можно сварить что угодно: и гречу, и суп, и компот, и холодец. Важно выбрать правильный временной режим. За 15 минут греча не сварится, а вот овсянка — пожалуй. Компот будет готов за час. С проектами также: можно сделать что угодно, если будет достаточно времени. Достаточно, чтобы прогуглить тему, понять задачу, выявить проблему, насмотреться картинок, начитаться статей, представить решение, затем совершить несколько ошибок при его воплощении, и только потом сделать что-то сносное или даже басявое.

У нас в студии большая часть проектов оценивается по часам работы. На логотипы закладывается, например, 80 часов, и мы крайне редко с ними косячим. Эта хорошая тенденция сохраняется потому, что 2 недели — очень комфортный срок. Когда тебе дают задание по логотипу за 2 недели до его сдачи, в 90% случаев думать о нём 15 минут каждый день по пути на работу достаточно, чтобы потом за 3 дня сделать и лого, и презентацию. Конечно, бывает, что 2 недели уходят только на логотип. Когда нужно сделать скетчи, потом их обрисовать в иллюстраторе, потом перерисовать, потом снова сесть за скетчи, попробовать разные техники, сменить несколько подходов, выкинуть некоторое количество листов с идеями. Такое случается редко, но при этом все рабочие файлы на моём компьютере имеют приписку _001, _002, _003... Не просто _1 или _01, а именно _001 (ноль, ноль, один). Это значит, что на психологическом уровне я готов к 999 файлам с одним названием по проекту, к 999 крупным изменениям, заслуживающим отдельного файла. И если в проекте с логотипом я редко ухожу дальше _005, то, например, последний проект по 3D-визуализации у меня пока что остановился на _028.

Я веду к тому, что это очень важно — иметь время на ошибку. Иметь время на то, чтобы начать всё сначала и всё равно успеть.

Ещё один важный момент, вероятно, самый важный — не ссать. Не лениться и не ссать, браться за новые задачи с воодушевлением первооткрывателя, с предвкушением Казановы, с жадностью голд-диггера. Не сторонитесь неизведанных задач, не пренебрегайте неопробованными проектами. Это ведь практически единственный способ вырасти, узнать то, что тебе нравится.

Я даже картинку придумал:

Чем больше попробуешь, чем шире кругозор, тем больше будет итоговый опыт. Больше суммарное количество графических мегатонн. Ну и нужно учесть, что вширь легче идти, чем вглубь, поэтому поначалу это наиболее оправдано.

Итого. Не ссыте.

Закладывайте время на ошибки.

Не брезгайте пользоваться чужим трудом, ориентироваться на другие аналогичные работы. Вообще, я сам до сих пор сомневаюсь, правильно ли это, но когда нужно быстро и сносно — тогда это работает.

Смотрите тонны картинок, воспитывайте свой вкус. Важно не просто смотреть, но разбивать на элементы, пытаться понять, как человек это сделал. Это развивает гибкость ума и наполняет графический вокабулярий.

Также важное умение быстро переключаться с одной задачи на другую. Бывает, уходят часы рабочего времени, чтобы перестать думать об одном проекте и вспомнить, на каком месте ты остановился в другом.

Не расслабляйтесь. Пока что.

Теги: дизайн, работа
Социальные комментарии Cackle

Другие записи в блоге:

Брошюра для «Сибирской аграрной группы» на русском и китайском языке или особенности национальной типографики.
Логотип, стиль и концепция игрофикации для студии мультипликации
Стенд, печатные материалы, видеоролики и сувениры для представительства Томской области на Московском финансовом форуме.
Молодая симпатичная дизайн-студия познакомится с руководителями проектов и диджитал-специалистами.