Егор Белозёров
арт-директор

#демагогия #нравоучение #всёдизайн

О философии, любви и заветных мечтах дизайнеров.
30.09.2014 226

Бывают моменты, когда череда мелкосрочных задач занимает чердак практически полностью, и широким мыслям не остаётся места для манёвра. Вязнешь в рутине, и самому начинает казаться, что дизайнер — это манерный тип, вроде Зайцева: наброски рисует, шарф носит, кутюрье (фр. couturiere — портниха). Или цвета обоев выбирает, шторы подходящие, хайтек. Или периодикой занимается — но это совсем непонятно. Или графикой, художник что ли? Короче, забываешь, что к чему, сбивается мушка, ржавеет прыть.


В такие моменты идеологического кризиса люди обращаются к философии. Кто есть дизайнер? Что есть дизайн? В ответ две антинаучные гипотезы:



  1. Всё дизайн.
  2. 
[Хороший] дизайн — это любовь.

Всё дизайн.

Всё, что сделано с применением мысли и выполняет какую бы то ни было задачу — это дизайн. Любое решение, процесс принятия решения и процесс воплощения решения — дизайн. И результат процесса воплощения решения дизайн тоже. Банки кипятить перед засолкой дизайн. Печи кизяком топить, когда деревьев нет — дизайн. Кусочек картона на раме велосипеда, который о спицы бьётся и трещит — громкий пример дизайна. 

"Кто наклал в бобик?« — это нет. А вот «Как найти того, кто наклал в бобик?», «Как прибрать бобик?», «Как сделать так, чтобы в бобик больше не клали?» и «Как привить людям любовь и уважение к бобику?» — это да. Дизайн — всё, что отвечает на вопрос «как».



Слово «Design» — и глагол, и существительное. Оно имеет более 30 вариантов перевода на русский язык. И если «конструкция», «композиция», «разрабатывать» и «проектировать» не вызывают удивления, то «цель», «составлять план», «намереваться», «предполагать» уже несколько расходятся с привычным представлением о дизайне. 


Люди всё время делают это. Спортсмены занимаются дизайном своего тела, а особенно вдумчивые — дизайном каждого своего движения. Родители занимаются дизайном детей. Дети — дизайном кукол и тетрадок. Все планируют, намериваются, предполагают. Лексика, одежда, вещи, места, круг общения, запах шампуня, музыка в Контакте — это внешние проявления дизайна, но есть и внутренние. Религия — дизайн ценностей и норм, образование — дизайн мышления, диета — дизайн здоровья. Ходить только по красной брусчатке, пить только «крымское», спать количество времени, кратное 1,5 часам — всё это элементы, из которых складывается определённая композиция и гармония. А из бесконечного количества принятых решений и решённых задач складывается целая жизнь.

При этом люди с большим удовольствием отдают часть своих задач другим людям, особенно если цена сносная. Так, например, магазины подбирают для нас ассортимент, и нам не приходится ехать за молоком на ферму, а за телевизором в Японию. Или чинить кофеварку, или заправлять принтер, или синтезировать парацетамол. Профессионалы всех отраслей, решающие те или иные задачи — дизайнеры. А дизайнеры, которые так и называются «дизайнеры» — профессионалы, отрасль которых «решать задачи». Причём любые, в том числе ни каким боком не относящиеся к оформлению чего бы то ни было. Как обеспечить питьевой водой школу в Африке, как заставить работников Гугла жрать меньше сладкого, как сделать производство зубных щёток дешевле, но прибыльнее... В современном мире дизайн такого уровня почему-то зовут «консалтингом», но мы-то знаем.

Так мы подобрались к сокровенной мечте многих маленьких дизайнеров, которую они стараются не афишировать, но обязательно томно бубнят о ней, когда напиваются вместе. Это желание браться за большие вопросы, принимать участие в формулировании задачи, а не просто читать бриф. Решить такую проблему, чтобы всем сразу стало хорошо. Обязательно всем и обязательно сразу. И важно в этом явлении не то, что дизайнеры чем-то не довольны, а то, что у многих из них есть желание делать больше. Безусловно, подогреваемое непомерным эго, это реальное желание делать полезные и значимые вещи, помогать людям. Мне кажется, оно возникает, в том числе от потребности проявить любовь, или хотя бы изменить мир к лучшему, чтобы самому жить в лучшем мире. Тут у второго тезиса появляется почва.

[Хороший] дизайн — это любовь.



Хороший дизайн — это любовь потому, что, во-первых, он делается с любовью и заботой о тех, кто им будет пользоваться. А во-вторых, с любовью к самому объекту дизайна, с вниманием к мелочам, с терпением и усидчивостью, от чего объект дизайна наполняется любовью, как бабушкины пирожки. Такой дизайн видно сразу.

Как ребёнок 90-х я отлично помню разницу между «LEGO» и китайским конструктором. Тусклые детали неизвестного происхождения с ярко выраженным запахом пластика хрен вгонишь друг в друга, а потом хрен вытащишь. Они то болтаются, то отскакивают сами. На них даже наступать больнее. У «LEGO» же всё как по маслу, а для мелких частей был предусмотрен специальный отколупыватель, похожий на настоящий инструмент из дедовского шкафчика. Чудо! Или, например, разница между настоящим «Киндер-сюрпризом» и каким-нибудь зачуханским яйцом из соседнего ларька. Разница безоговорочно колоссальная даже в способе оборачивать продукт фольгой. 

Хороший дизайн — это воплощение любви, результат проявления любви и, скорее всего, объект любви. Это касается игрушек, спортивных костюмов, машин, сотовой связи, олимпиад, целых стран и много чего ещё. Более того, даже вопрос «как лучше подосрать ближнему» может быть решён с любовью. Именно поэтому про великие ограбления снимают кино и кино это очень популярно.

Смысл этого сумбурного трактата в том, что дизайн — это важно. А хороший дизайн и вовсе может спасти мир. Если вспоминаешь об этом, когда моешь пол или, скажем, верстаешь визитку, становится чуть легче. 

P. S.

Эту статью можно использовать в игре «But... umm» для дизайнеров. Собирается весёлая компания, читает вслух текст и выпивает каждый раз, когда звучит слово «дизайн».

Теги: работа, логотипы
Социальные комментарии Cackle

Другие записи в блоге:

Брошюра для «Сибирской аграрной группы» на русском и китайском языке или особенности национальной типографики.
Логотип, стиль и концепция игрофикации для студии мультипликации
Стенд, печатные материалы, видеоролики и сувениры для представительства Томской области на Московском финансовом форуме.
Молодая симпатичная дизайн-студия познакомится с руководителями проектов и диджитал-специалистами.