Артемий Фоминых
коммерческий директор

20 литров дизайна

О настоящем дизайне, которого мы не замечаем
18.05.2015 183

Согласитесь, мы редко задумываемся, почему те сотни и тысячи вещей, которые нас окружают в течение жизни, именно такие, какие они есть. Ну, например: почему тут такой изгиб, а здесь такая дырочка, а вот там штуковина ровно такой толщины. Нам удобно ими пользоваться, мы практически не замечаем то, как и из чего они сделаны — мы берём от них только функцию. При этом эстетика становится частью этой функции — нам важно как смотрится эта вещь, нам должно быть приятно брать её в руки. Эстетика и функция не спорят друг с другом — они растворяются друг в друге.

Именно тогда случается самый настоящий дизайн. Приятная глазу вещь без функции останется обычной безделушкой, а функциональная вещь без эстетики будет постоянно подвергаться попытке кустарного улучшения со стороны своих пользователей — то подкрасят, то подпилят, то присобачат чего сбоку. И только вместе функция и эстетика делают обычную штуковину классикой, которая проходит сквозь годы, ею продолжают пользоваться, даже не задумываясь о том, что когда-то кто-то это придумал.

Совершенно недавно я наткнулся на отличный пример того, как именно дизайн должен менять вещь (сайт, интерфейс, среду, логотип и так далее), к которой прикасается. Пример, по которому можно сверяться в собственной работе. Это обычная 20-литровая топливная канистра, с которой абсолютно точно знаком каждый автомобилист. Она неизменна уже более 75 лет — её разработали для германской армии в 1936 году (оригинальное название нем. Wehrmachtskanister), и она до сих остаётся самой распространённой формой канистры для хранения горючего.

Что было до?

Прежние канистры были параллелепипедами с плоскими стенками, сваренными между собой по углам или штампованными из одного листа металла, с приваренными донышками. В качестве ручек использовали изогнутые полосы металла или проволочные петли. Такие канистры было трудно переносить — они резали руки, цеплялись углами. Но самое ужасное — они нещадно текли, особенно на жаре. По статистике войск Союзников, потери топлива во время боевых действий в Северной Африке достигали 40% — тара, которая была создана для хранения бытового керосина, постоянно протекала. То же самое наблюдалось и в немецкой армии. И вот, фирма Мюллера из Швельма под руководством главного инженера Винценца Грюнвогеля (1905–1977) разрабатывает революционно новый дизайн канистры.

Что получилось?

  1. Новая канистра прямоугольной формы состоит из двух штампованных пластин, скрепленных между собой с помощью сварки. Вместимость новой канистры составила 20 литров, весила она 4 килограмма.
  2. Вся конструкция вписана в параллелепипед — канистры можно плотно укладывать штабелями и закреплять со значительными усилиями без риска повредить друг друга выступающими частями. Шов, соединяющий штампованные половины канистры, «утоплен» относительно описанного параллелепипеда, не выступает и не может повредить другие канистры.
  3. Закрывается канистра пробкой и имеет ручку с тремя рукоятками. Данная конструкция ручки позволяет переносить четыре пустые канистры за внешние рукоятки и две полные канистры за центральные рукоятки одним солдатом. Одну канистру могли нести одновременно два человека, не мешая друг другу. Передача канистр по цепочке также стала проще.
  4. Форма и прочность новой канистры обеспечивала возможность укладки их одна на другую до пяти штук — крестообразная штамповка на боковых стенках не только увеличивает жёсткость, но и служит дополнительным радиатором при нагреве канистры.
  5. Воздушный карман позволяет канистре, наполненной топливом или даже водой, держаться на плаву. При перегреве это воздушный карман компенсирует изменения объема жидкостей при изменении температуры.
  6. Сифонная трубка, которая помогает ускорить переливание жидкости из перевёрнутой канистры, кроме прочего, помогает выравнять давление в кармане с наружным при открытии канистры, что предотвращает разлив жидкости.
  7. Крышка, в отличие от резьбовой, имеет намного более высокую оперативность открывания и закрывания. Открытая крышка может фиксироваться. Конструкция крышки такова, что при незначительных повреждениях резиновой прокладки утечка жидкости не происходит, а сама резиновая прокладка не выпадает.

Итого

Наверное, это один из самых показательных примеров того, как работа дизайнера превратила никчемную, вызывающую разочарование вещь, в образец удобства и совершенства, которым пользуются три четверти века, думая, что эта вещь должна быть именно такой. Образец того, как надо подходить к решению задачи, чтобы результат можно было смело называть дизайном, который есть любовь.

Старые канистры было сложно нести, они нещадно протекали.

Канистру легко нести вдвоём (а две канистры — одному) или передавать по цепи.

Теги: дизайн, дизайнер, работа
Социальные комментарии Cackle

Другие записи в блоге:

Брошюра для «Сибирской аграрной группы» на русском и китайском языке или особенности национальной типографики.
Логотип, стиль и концепция игрофикации для студии мультипликации
Стенд, печатные материалы, видеоролики и сувениры для представительства Томской области на Московском финансовом форуме.
Молодая симпатичная дизайн-студия познакомится с руководителями проектов и диджитал-специалистами.